2018-03-22-vesta

8153

Надоевшая сага о пассажирских перевозках. Палка о двух концах.

Новости - Фоторепортажи

Уже достаточно длительное время не утихают страсти на рынке пассажирских перевозок в нашей республике. Вот недавно на одном из сайтов, посвященному общественному транспорту города вышла статья неназванного автора, высказывающим свои мысли по этому поводу. С большинством высказанных им тезисов я вынужден согласиться, но между тем прозвучали и такие, которые вызвали вопросы и даже мое возмущение.

Действительно, многие из нас, будучи пассажирами, вынуждены взаимодействовать с непростым рынком общественного транспорта в городе и республике. И действительно, на настоящий момент функционирование системы общественного транспорта весьма неэффективно и неорганизованно. Но мы забываем о том, что простому пассажиру нет до этой системы никакого дела. Не должен простой смертный вникать в перипетии конфликта вокзала и перевозчиков. Нам нужна качественная услуга, а проще говоря – обычная возможность уехать в удобное для нас время в нужном нам направлении. Причем с комфортом и желательно оказаться живым в конечном пункте поездки.

Вопросы законности не в моей компетенции. Смотрите на ситуацию под правильным углом зрения: разрешено все, что не запрещено. Я не пользуюсь общественным транспортом, наверное, мне повезло. Но и меня как автолюбителя затронула ситуация с выставленными знаками, запрещающими остановку по всему привокзальному району некоторое время назад. Знаки установили настолько поспешно, что табличку с рисунком автобуса под ними установили далеко не сразу, так что парковаться у обочины боялся не только я один. Но эта ситуация в прошлом.

Зато не в прошлом несанкционированная стоянка автобусов во дворах на улице Советской. Как же надо забить наших предпринимателей, что они вынуждены бежать с вокзала сначала на улицы, потом оттуда во дворы. Если власти за достаточно длительный срок не смогли навести порядок в этом вопросе, то я предлагаю поснимать знаки вдоль обочин и тем самым освободить дворы от крупногабаритных машин. Пожалейте жителей этих домов.

Совершенно согласен с мыслью о том, что на заре формирования рынка услуг, в этом сегменте была упущена возможность наведения порядка. Но мне кажется, что сейчас проблема «нелегалов» далеко не является единственной острой. Отчего же другим тяжелым вопросам не уделяется должного внимания?

Я повторюсь. Если однажды государство выдало лицензию перевозчику, то влиять на него можно только через законы и условия ее получения, и государство должно проследить за тем, чтобы компании получили возможность беспрепятственно осуществлять свою деятельность, а не мешать им. Все вопросы в том, кто устанавливает правила игры? Неужели нельзя переписать требования, предъявляемые к перевозчику, которые он обязан выполнить, если намерен получить лицензию? Законы ведь люди пишут, их можно и нужно менять, особенно если прежние правила не работают. Зачем устанавливать знаки, решать проблему в особом порядке, когда все намного проще? Это лишь взгляд со стороны, но мне, простому обывателю, все видится именно так. Измените один закон, а не принимайте 5 новых. Как вообще поворачивается называть «нелегалом» того, кто имеет разрешение на осуществление вида деятельности, выданным по закону и государством?

Совсем другой вопрос  - это принадлежность вокзала. Я по прежнему убежден, что вокзал – это объект, который должен принадлежать исключительно муниципалитету. Любое другое положение вещей неприемлемо! Власть не должна даже косвенно вставать на защиту интересов одной частной компании. Раз уж вокзалом владеет не муниципалитет, то любая попытка обязать перевозчиков пользоваться вокзалом выглядит не чистой. И рождает кучу грязных сплетен. Нужны они исключительно склочникам и сплетникам, в качестве темы для обсуждения на форумах. Поэтому еще раз убеждаюсь в правильности мысли о порядке выдачи лицензий. Отзовите старые и заставьте получить новые.

Откровенно говоря, я не слишком доверяю вокзалу. Заявляется контроль за техническим состоянием подвижного состава, выпущенного на линию с вокзала. А вы знаете, как конкретно осуществляется данный контроль? Я не видел смотровых ям на привокзальной площади и не слышал о механиках, осматривающих автобусы. Это делают в автобусном парке, а частник? Зачем тогда ставить в заслуги автовокзалу этот факт, который в реальности фактом то и не является?

Медицинский контроль – совсем другое дело. Но вы уверены, что каждый водитель, включая водителей частных автобусов, реально проходит медицинский контроль? Впрочем, не будем говорить о том, чего сами не видели.

Решающий плюс автовокзала – кассы и удобства. Трудно спорить с последним, но вот преимущества касс я не вижу. Билет можно продать где угодно: из окна кассы, в автобусе, да хоть в смотровой яме. Главное чтобы билет был настоящим и реально гарантировал выплату страховки в случае ущерба. Кто-нибудь получал такую страховку? Поверьте, на рынке страховых услуг тоже много проблем. Не должно быть разницы в том, где куплен билет. Любой билет должен защищать, если позволите мне такое слово, пассажира. При чем здесь вокзал?

На деле мы получаем ситуацию, когда владельца частной компании вынуждают оплачивать не вполне понятные мне услуги вокзала, тем самым делиться с ним своей прибылью, запрещая при этом свободно регулировать цены на билеты.

Руководствуясь здравым смыслом легко сделать вывод: цена на билет должна не только перекрывать затраты, но и оставлять возможность развития транспортного предприятия. Государство же, регулируя тарифы, берет на себя ответственность за так называемые группы льготников. Если цена на билет установлена такая, что транспортное предприятие не вылазит из долгов, то власти обязаны компенсировать эту разницу. Все просто.

Система будет работать, если весь поток автотранспорта пойдет через вокзал. Нужно лишь чтобы в этом были не мнимые плюсы, а реальная польза и выгода в виде гарантий пассажирам, и контролю за техническим состоянием.

Затронутые в той статье вопросы квалификации кажутся мне не уместными. Большинство компаний, основанных в девяностые, организовали энтузиасты. Можно ничего не понимать в логистике и устройстве автобуса, но быть хорошим бизнесменом. За этим бизнесом должен быть контроль, а регулироваться он должен простыми и понятными правилами. Тогда вопросы образования отойдут на второй план.  Фраза «Хочешь работать - получи квалификацию» правильна по сути, но в контексте статьи звучит совершенно не уместно. Создается впечатление, что в автобусном парке работают исключительно профессионалы высшей пробы, в то время как у частников все плачевно. Зато я на все сто соглашусь с мыслью о необходимости иметь необходимую инфраструктуру для любого транспортного предприятия. И не обязательно, чтобы она была такой же громоздкой и неповоротливо,й как в том же автобусном парке.

Трудно пассажирские перевозки сделать прибыльным бизнесом. Действительно, в большинстве стран этот бизнес убыточный. Но он несет важную социальную нагрузку и поэтому имеет льготы и дотации. А у нас? У нас начинают требовать что-то с самих предпринимателей, а взамен ничего не предлагают.

Еще поражает излюбленный прием защиты своей позиции льготниками. Скажу непопулярную вещь, но правдивую: у нас в стране никому по большому счету нет до них дела. Частник не обязан перевозить пассажиров бесплатно. Если государство не возмещает затраты, то оно не в праве этого требовать и точка. Другое дело – многострадальный автобусный парк.
Квалифицированные сотрудники автобусного парка делают все что могут, чтобы предприятие получало прибыль? Неэффективные маршруты, отвратительное дорожное покрытие, несовершенные в плане надежности автобусы. Говорят, что нужен автобус на шестом маршруте. Хорошо, но я не встречал его уже лет пять на дорогах. Он что, заказной или я должен подстраиваться под его график? Один автобус в час – это глупость. Посчитайте затраты на рейс и сравните с прибылью. Выпускать шестерку нужно только после того, как государство, заботясь о населении, доплатит разницу. Вот тогда не будет банкротства, будет обновление парка, будут автобусы в городе. Решите для начала эти проблемы, а потом уже беритесь за частников. Или снова вместо помощи автобусному парку будет попытка «убийства» частников. Разве это решение проблемы?

И в заключение мы публикуем официальный ответ Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл

 

Алексей Громов

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!