Специальное предложение на Volkswagen Tiguan

1


Марушко Александр, гонщик SMP Racing: «Гонки похожи на бокс, перед заездом пилоты здороваются, а в ходе заезда – это драка»

Статьи - Лица

© Фото: Григорьев Михаил / «МариАвто.ру»

Йошкар-Ола, 19 февраля — МариАвто. Какого года выпуска должен быть автомобиль, предназначенный для профессиональных гонок? О чем думают за рулем автопилоты, и может ли переворот на автомобиле стать переворотом в карьере?

Директор ООО «Здоровая жизнь» и гонщик SMP Racing, Марушко Александр ответил на эти и многие другие вопросы, а также поделился секретами мастерства в интервью для интернет-издания «МариАвто».

© Видео: Михаил Григорьев; Корреспондент: Елена Исеева / «МариАвто.ру»

– С чего все началась, как пришла идея стать гонщиком?

– Трудно зафиксировать, когда идея пришла. У меня осуществилась мечта, когда я купил спортивный автомобиль. Я стал выезжать на трек и в какой-то момент я понял, что больше эмоций можно получить в официальных соревнованиях. Кроме получения эмоций, там можно развить мастерство, лучше, чем на time-attack (это формат, когда проходишь трек на гражданском автомобиле на время, без судий, с секундомером).

В какой-то момент я понял, что если речь идет о спорткаре, начинается гонка вооружений. Чтобы ехать быстрее участники покупают более дорогие автомобили, меняют моторы, что-то пытаются сделать с резиной, а вот спортивная и эмоциональная составляющие остаются на прежнем уровне. Когда я обратил внимание на спортивные гонки российской серии, я выяснил, что хотя мощности мотора может быть и меньше, но скорость прохождения круга – не меньше, а азарт борьбы и повышение мастерства – выше при том же самом бюджете.

И я решил, что можно использовать машину для спорта, приобрести авто и участвовать в соревнованиях.

– На каком спорткаре вы проходили первые гонки?

– Porsche 911

– Площадка для треков. Где проходят соревнования?

– Трасса для кольцевых автогонок KazanRing

– В каком классе вы сейчас выступаете, на каком автомобиле?

– Зимой я участвую в ледовых трековых гонках кубка России. Есть несколько классов: «Юниорский», «Национальный», «Turing light», «Super Production», «Turing» с авто различной мощности. Я выступаю в национальном классе с мотором 150 л.с., шипованная резина для льда, кольцо трековое. А летом проезжаем кольцевую серию автогонок.

– Что такое гоночная серия и классы гонок, как определяется?

Класс юниорский рассчитан на участников от 16 лет. Юниоры – это практически серийные автомобили без форсированного мотора, на гражданской резине. За счет топлива авто выдает 120 л.с. Каждый следующий класс добавляет по 30-40 л.с.

Национальный – тот класс, который должен быть бюджетным, он же самый массовый. «Turinglight» – класс для авто с мощностью 180-200 л.с., «Super Production»– 240 л.с., и последний «Turing». Каждый следующий класс сложнее и дороже, прибавляйте по 30% стоимости участия. Автомобили быстрее, мощнее и требуется большее мастерство пилота. Но наибольшее число мастеров спорта и заслуженных гонщиков выступает в классе «Национальный», к участию в котором допускаются автомобили, выпускаемые в России тиражом не менее 25 000. Сюда попадает LADA, Hyundai, KIA, Reno и Volkswagen Polo.

– На чем ездите вы?

– Я езжу на LADA Kalina. 90% автомобилей до прошлого года в кольце были авто этой марки. В 2015 впервые появилась KIA, которая выиграла. Ожидаем на гонках также появления Ford Fiesta или Hyundai.

– Как подготовили автомобиль к гонкам, что меняли лично вы?

Для гонок можно приобрести даже б/у автомобиль. В гонках нет такого определения, как год выпуска. То есть, если в обычной жизни вы покупаете автомобиль и первый вопрос: «Какого она года?», то в гонках этот вопрос не актуален совершенно.

Важно, что в машине доработано. Стоимость подержанной LADA Kalina примерно 200 – 250 тыс. рублей, а стоимость подготовленного автомобиля доходит до 1,5 млн. рублей. Вваривается каркас безопасности, дорабатывается двигатель, добавляются спортивные сидения, телеметрия, сетки безопасности–без этого конкурентоспособное авто не собрать.

Я купил готовый автомобиль, ранее участвовавший в соревнованиях, доработали его за 3 месяца.

– Где проходят зимние гонки? Как часто принимаете участие?

– Существуют Кубки России и региональные соревнования. Например, в Марий Эл проводятся трековые гонки по укатанному снегу и без шипованной резины. В этих гонках нет жестких столкновений и скорость немного ниже.

Если говорить о Кубке России, он состоит из 3 отборочных этапов и финала. Отборочные этапы совмещены с чемпионатами, проводимыми в округах. Я прохожу отбор по Татарстану, на трассах Усады, Азнакаево, Набережные Челны. Финал может быть назначен в разных местах, в зависимости от погоды.

Летний сезон – это 7 трасс кольцевых гонок: Казань, Нижний Новгород, Смоленск, 2 автодрома в Москве, Сочи и Грозный. Каждый этап – это тренировка, квалификации и 2 гонки.

– О чем важно помнить во время заезда? Какие мысли в голове, когда мчишься на большой скорости?

– Кто о чем думает. Предстартовая процедура длится 15 минут. Если на выезд опоздал, замешкался с ремнями, что-то докручивали механики, не застегнул ремни и не успел в пятиминутный коридор – стартуешь с последнего места. Если все благополучно, происходят своевременные проверки к готовности, и мы уходим на установочный круг и занимаем места для заезда. Здесь очень серьезное волнение, пульс под 200, все хотят максимального результата. Светофор горит красным светом, как погаснет, надо будет рвануть.

Самое важное, помнить о том, что гонка не делается на первом повороте и даже на первом круге. Главное, сохранить холодную голову как можно дольше, держать темп и выстраивать стратегию.

– Как давно вы занимаетесь гонками?

– Я провел полтора сезона в российской серии.

– Расскажите, пожалуйста, о вашем самом незабываемом заезде.

– Самым незабываемым был первый заезд в 2014 году. Я квалифицировался 12-ым из 21-ого. Это был достаточно неплохой результат для новичка. Стартовали, смело, не думая о последствиях, я прорвался на 4-6 позицию с первого круга. В гонках часто не доезжают в ходе аварии или поломки, и тогда с дистанции сошли 2 пилота.

В итоге я приехал 5-ым. Та гонка была с множеством столкновений, «боевых действий», и никто от меня не ждал, да и я сам от себя не ждал, что приду пятым. Совпало так, что это еще был мой день рождения. И пока этот результат я не превзошел.

– Может ли переворот на автомобиле стать переворотом в карьере гонщика? Случалось ли вам разбивать автомобиль на заездах?

– Как бы я ни настраивался на то, что машину надо сохранить без царапин и повреждений, к сожалению, это не удается. В последний раз я перевернулся на льду, что привело к замене кузова и каркаса. Гонок бесконтактных на моем счету около 30%. Гонки похожи на бокс: перед заездом пилоты здороваются, а в ходе заезда – это драка. Подтолкнуть и подставить бок – обычное дело. После гонок эмоции на пределе и, если бы участники не боялись дисквалификации, то точно бы дрались.

– Защита пилота на автомобиле с каркасом достаточно серьезная: кузов закрытый, это не Формула-1, наличие систем защиты, пожаротушения. Тем не менее, случаи бывают разные. Переворот–не самое страшное, страшнее столкновение на высокой скорости с ограждением или автомобилем, стоящим на трассе.

– Автоспорт занимает много времени, как успеваете управлять компанией, тренироваться и участвовать в гонках?

– Анализируя результаты года, я прихожу к выводу, что неудачные выступления случаются из-за малого наката, недостатка тренировок. Действительно, гонщики профессиональные, особенно со спортивными званиями занимаются с детства и намного больше внимания уделяют тренировкам. Мне приходится составлять график, переносить рабочие моменты на выходные, жертвовать отпуском, но дни тренировок и заездов 7 раз в году обязательны. Планирование, в основном, секрет в планировании.

– Случалось ли Вам занимать призовые места и привозить домой кубки и медали?

– Кубок есть за призовое место в командном зачете, которое я не считаю большой заслугой. А вообще взобраться на подиум в кольцевых гонках – это очень серьезное достижение.

– Если бы вы сейчас встретили себя из прошлого, когда только начинали карьеру гонщика, какой бы совет дали себе?

– Больше тренироваться.

– Чем отличается профессиональный автоспорт от любительского?

– Любительский автоспорт либо здесь речь идет о картинге, дрифте, либо речь идет о любительских заездах на время. У российской серии кольцевых гонок нет такого выделенного статуса, как профессиональные гонки. Но есть все признаки профессиональных гонок: бюджеты огромные, многие гонщики выступают, имея зарплату и призовые.

У нас нет более профессиональной и более высокоорганизованной серии в российском автоспорте, чем SMP-racing.

Кольцевые гонки проходят под эгидой РАФ (Российской автомобильной федерации) с соблюдением соответствующих подходов, допусков, лицензированием, судейством, проверками двигателей, возможной дисквалификацией и лишением титулов. В основном этапе может быть до 80 судей. Эти соревнования обеспечивают большую объективность и безопасность для пилота.

– Как вы думаете, почему гонки относят к спорту? Считаете ли вы себя спортсменом?

– Гонки – это, в какой-то степени, игрушки для мальчишек и девчонок. Неспортивно то, что любой не может взять и достичь вершины. И для того, чтобы стать успешным автопилотом и завоевать титул недостаточно желания и таланта, требуется везение или спонсоры или свой бизнес. Но с другой стороны спортивная составляющая заключается в том, что чемпионы действительно мастера. У автоспорта есть все признаки спорта: соперничество, тактика, стратегия, тренировки, состязательный элемент, судейство. Почему бы не считать это спортом?

– А вы автоматически спортсмен?

– Получается, что так. У меня есть лицензия, форма, автомобиль и я участвую в соревнованиях.

– Слышали ли вы что-нибудь о необычной гоночной серии к1600? Как относитесь?

– Я знаком с несколькими ребятами, которые участвуют в гонках на российской классике.

– Автоспорт – занятие травмоопасное. Как обеспечить защиту своему здоровью и своему автомобилю?

– С одной стороны да: высокая скорость, возможность возгорания, столкновений, но ведь и меры защиты достаточно высокие. Если сравнить количество травм в футболе, хоккее, прыжковых дисциплинах и автоспорт, то, думаю, автоспорт не проиграет. При должном отношении к мерам безопасности даже в аварийных случаях серьезные травмы бывают не часто.

– В другие города ездите с группой поддержки и болельщиками или в-одиночку? Насколько важна поддержка болельщиков на выступлении?

– Болельщики добавляют адреналин, эмоции, мотивацию. Но, к сожалению, повлиять на соперников они не могут. В теннисе, например, серьезная группа поддержки может повлиять на результаты матча.

– Что самое важное в жизни гонщика?

– Хорошо питаться и пить много воды. Когда я приезжаю после гонки выпиваю 3 литра воды просто мигом, а если не пить, возможны и головные боли, и другие неприятности. Гонщики вообще пьют много воды, несмотря на то, что мы не бегаем и не поднимаем тяжести, за гонку теряем до 3 кг веса.

 

Елена Исеева