Акции июня

Официальный сервис LADA !


Козлов Сергей, МРЭО ГИБДД МВД по РМЭ: Настоящий бич - это столкновения, совершенные при движении задним ходом

Статьи - Лица

Марий Эл, 6 октября — МариАвто. Как изменился с 1 сентября порядок сдачи экзаменов в ГИБДД? Сколько стоят права? Как влияют на статистику ДТП и какие главные ошибки совершают на дорогах новички? На эти и другие актуальные вопросы, касающиеся подготовки водителей, журналисту интернет-издания «МариАвто» ответил Сергей Николаевич Козлов, начальник Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД МВД по РМЭ.

- Расскажите, как за последние несколько лет изменился портрет йошкар-олинского водителя?
- Я бы не сказал, что он сильно изменился за последние годы. Сесть за руль автомашины стремятся люди от 18 до 35-40 лет. Самая популярная категория, на которую обучаются, - категория B. Растет количество девушек и женщин, желающих получить водительское удостоверение. Нередко к нам на экзамен из автошкол приходят группы, где дам, гораздо больше, чем мужчин.
В автошколы, а оттуда - к нам на экзамен - идут в большинстве своем недавние школьники, студенты. Некоторые сдают экзамен на право управления транспортным средством даже раньше (и по закону с письменного разрешения родителей имеют на это полное право), но водительское удостоверение они в любом случае получат по достижению совершеннолетия.

- В некоторых странах права выдают с 14-16 лет. Как считаете, Россия готова к такому "омоложению" водителей?

- Думаю, вряд ли кто-то из сотрудников ГИБДД считает, что наша молодежь к этому готова. Печальных примеров их безответственного поведения на дороге из-за отсутствия жизненного опыта, желания пофорсить, выглядеть крутым, немало. Конечно, так ведут себя далеко не все. И все же ДТП, которые происходят по вине или с участием молодых и неопытных водителей, свидетельствуют о том, что говорить об этом пока рано. Не понятным бывает и поведение взрослых: случается, ко мне обращаются, родители и просят «ускорить процесс» получения водительских прав их ребенком, который никак не может сдать экзамен в МРЭО ГИБДД и которому они на 18-летие хотят подарить автомобиль. А вот учиться управлять мотоциклом идут куда более сознательные люди - видимо, понимая все риски. Они и экзамены лучше сдают. Права категории А с начала года получили около 30 человек, и примерно пятая часть из них - девушки.

- Многие ли выпускники автошкол сдают экзамен в ГИБДД с первого раза?
- На сегодняшний день статистика такова: порядка 78% кандидатов в водители сдают теоретическую часть с первого раза. С практикой все сложнее: показатель падает сразу до 39%.

- Следите ли вы за статистикой ДТП? Сколько ДТП совершается по вине водителей-новичков?
- За последние полгода количество ДТП с участием молодых водителей со стажем менее 2 лет уменьшилось, однако тяжесть последствий возросла. Речь идет, в частности, о ДТП со смертельным исходом. В конце января на 27 км автодороги «Йошкар-Ола-Уржум» водитель ВАЗ-2114, окончивший автошколу в 2015 году, при выполнении маневра обгона, в зоне действия дорожного знака, запрещающего обгон, выехал на полосу встречного движения, где произошло лобовое столкновение с автомашиной КАМАЗ-5511. В результате сам молодой человек и три его пассажира погибли на месте ДТП. В начале июля еще один неопытный водитель, окончивший автошколу в 2016 году, на 59 км автодороги Йошкар-Ола-Зеленодольск превысил скоростной режим, не справился с управлением и опрокинул иномарку в кювет. В ДТП погиб 1 и пострадали 4 человека.
По итогам 6 месяцев 2016 года практически каждое пятое ДТП с материальным ущербом произошло с участием водителем со стажем до 2 лет. Кстати, настоящий бич - это столкновения, совершенные при движении задним ходом: они составляют порядка 35% от общего числа с участием водителей-новичков.

- Какие проблемы подготовки водителей, по-вашему, остаются наиболее острыми на сегодняшний день?
- Одна из самых острых проблем, на мой взгляд, - это заучивание кандидатами в водители экзаменационных маршрутов. Здесь инструкторы подсказывают им, где перестроиться, где включить поворотник и т.д. В результате будущие водители в случае какой-то нестандартной ситуации просто-напросто теряются. Вплоть до того, что не могут объехать внезапно появившееся препятствие. А ведь дорожная обстановка меняется - нужно уметь реагировать. Кроме того, серьезным упущением сегодняшнего законодательства я считаю бесплатную пересдачу экзамена. Пробовать и пытаться можно бесконечно! Один "рекордсмен" у нас пробовал сдать экзамен в МРЭО ГИБДД более 15 раз, например. Если бы каждая попытка стоила денег, то вряд ли бы люди так легкомысленно относились к пересдаче и наверняка готовились бы лучше. Поэтому в беседах с кандидатами в водители, которые мы сейчас постоянно проводим в автошколах, мы стараемся объяснить им, что водитель – это профессия, и вести себя на дороге нужно профессионально. Поэтому и готовиться к экзамену, нарабатывать навыки нужно не для инструктора автошколы, не для экзаменатора, а для себя, ведь главный свой экзамен водитель сдает, выезжая на дорогу. И оценку ему выставляет жизнь.

- Сколько всего автошкол в Йошкар-Оле?
- Официально работает 31 автошкола, но есть еще профильные училища и колледжи, которые также готовят водителей разных категорий.

- А существуют ли в ГИБДД "черные" списки автошкол, которые проводят некачественную подготовку? Или, может быть, есть официальный рейтинг?
- Конечно, есть. Рейтинг автошкол выложен на официальном сайте www.12.gibdd.ru. Любой желающий может зайти на этот сайт и ознакомиться с основной информацией - процентом сдачи, количеством выпускников и т.д. Статистика обновляется каждые полгода. Зачем это нужно? Чтобы человек мог сделать осознанный выбор, ведь воспитание водителя начинается именно в автошколе! И многое зависит от того, какими кадрами и ресурсами она располагает. Увы, часто граждане рассуждают примерно так: пойду в ту, что за углом, потому что удобно! Но автошкола - это не кружок по интересам и не свободный факультатив! Это серьезная подготовка на всю жизнь, а потому занятиям нужно посвящать достаточно времени и сил.

- С 1 сентября изменился порядок сдачи экзаменов в ГИБДД как в теоретической, так и в практической части. Расскажите, какие именно изменения произошли?
- Действительно, вступил в силу новый административный регламент, который внес изменения и в теоретическую, и в практическую часть экзамена. До сих пор в 20-минутном тестировании из 20 вопросов допускалось две ошибки. В этом смысле все осталось по-прежнему, однако теперь эти 20 вопросов разделены на четыре тематических блока. В одном блоке можно сделать одну ошибку. В случае еще одного неверного ответа экзамен считается несданным. За допущенную ошибку к тесту добавляется 5 вопросов и 5 минут времени. Что касается практики... К существующим упражнениям на автодроме добавились новые элементы - например, поворот на 90 градусов. Несколько видоизменились уже привычные - та же "змейка". Ну и главное: отныне все фигуры выполняются на время - на каждый элемент отведено 2 минуты. Серьезных изменений практической части вождения по городу нет, разве что расширился список типичных нарушений, за которые начисляется сразу 5 штрафных баллов. Оценку "не сдал" кандидат в водители получит за выезд на встречную полосу, помеху другим участникам движения и т.д.

- Проясните, пожалуйста, ситуацию с медицинскими справками для водителей, требования к которым в этом году тоже изменились.
- Раньше медсправка нужна была при любом обращении в экзаменационное подразделение ГИБДД. Сейчас этот документ необходим лишь в трех случаях - при истечении срока водительского удостоверения, при изменении медицинских показаний и, разумеется, при открытии новой категории водительских прав. По требованиям к содержанию тоже есть изменения. Так, с февраля 2016 года медицинская справка выдается сроком на один год, а заключения таких специалистов, как психиатр и нарколог, следует брать исключительно в специализированных диспансерах.

- Как обстоят дела с учетом автомобилей? Насколько вообще выросло их количество на дорогах Марий Эл за последнее время?
- Ежегодный прирост авто- и мототранспорта в республике составляет примерно 10-13 тысяч единиц. По данным на начало 2016 года, на учете в регистрационно-экзаменационных подразделениях ГИБДД республики состоит около 225 тысяч транспортных средств. Если учесть численность населения, получится, что каждый третий житель Марий Эл является обладателем автомобиля.

- Какая самая необычная авто- или мототехника была поставлена на учет на вашей памяти?
- Сказать, что сотрудникам регистрационного отдела постоянно приходится иметь дело с какими-то "особенными" автомобилями, нельзя. Тем не менее, раритетные машины - такие, как Чайка, ГАЗ-21, ГАЗ-67 и 69, Москвич 407, на нашей площадке увидеть можно. Если говорить о самом необычном транспортном средстве... Приходит однажды ко мне в кабинет инспектор, который занимается осмотром транспортных средств и говорит: «Сергей Николаевич, там танки приехали!». Смотрим с коллегами камеры и видим: площадке и правда стоит БТР... Разве что колес меньше и дула нет. Оказалось, что по паспорту это "КАМАЗ", который выпускается в Набережных Челнах.

- А как насчет супердорогих авто представительского класса или спорткаров? Зарегистрированы такие в Марий Эл? 

- Побывали на нашей площадке для осмотра и Maserati, и Jaguar последней модели, и другие дорогие автомобили. Но если отталкиваться от слов "чаще всего", то в большинстве своем ставить на учет нашим сотрудникам доводится российский автопром и иномарки вроде Kia Rio и Hyundai Solaris.

- Ведется ли работа по упрощению процессов, связанных с регистрацией и учетом авто? Или дальше электронной очереди дело пока не идет?

- С каждым новым приказом, который так или иначе затрагивает внутренний регламент регистрационно-экзаменационной деятельности ГИБДД, бюрократические механизмы изживают себя. Простой пример: сегодня постановка на учет транспортного средства не требует присутствия прошлого собственника - только нового владельца. А для того, чтобы поставить автомобиль на учет, нужно потратить минимум времени -  осмотр и сами регламентные процедуры занимают не более часа! А то и меньше, если заранее оплатить госпошлину и заполнить заявление через портал госуслуг.

- Насколько вообще востребован этот ресурс у йошкар-олинских водителей? И насколько он, по вашему мнению, необходим?

- Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru становится все более востребованным в последнее время. Есть, конечно, те, кто по-прежнему предпочитает личное присутствие и "живую очередь" (причины банальны - нет компьютера, нет интернета), но постепенно ситуация меняется. Все больше людей начинают ценить возможность до минимума сократить бюрократические процессы в ГИБДД. И это касается не только постановки автомобиля на учет, но и сдачи и пересдачи экзамена для получения водительского удостоверения. Благодаря сайту госуслуг, можно в течение буквально пяти минут заполнить необходимые формы, выбрать подразделение, день, время и подать заявку, а заодно сразу оплатить госпошлину. Такие заявители имеют преимущества при формировании ежедневной электронной очереди в РЭО ГИБДД, кроме того, для работы с ними выделены специальные дни – 1 и 3 четверг каждого месяца, когда принимаются только клиенты, записавшиеся через сайт госуслуг.

- В какую примерно сумму выливается сегодня желание получить водительское удостоверение?
- Обучение на права любой категории ( в том числе первичная подготовка или переподготовка водителей) обойдется приблизительно в 20 тысяч рублей. Точнее сказать не могу, поскольку специального мониторинга мы не проводили. Госпошлина за выдачу водительского удостоверения составляет сегодня 2000 руб. Добавьте сюда медицинскую комиссию (от 1000 рублей), и в итоге получите сумму в 20-23 тысячи рублей.

 

Антонина Шишкина


Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!