Специальное предложение на Volkswagen Tiguan


Ильин Илья, Яндекс.Такси Йошкар-Ола: 10% водителей, которые встречали нас на Кокшайском тракте, уже работают в Яндекс.Такси

Статьи - Лица

 

Марий Эл, 7 ноября – МариАвто. Как изменился рынок с приходом Яндекс.Такси в Йошкар-Олу, с какими проблемами столкнулись местные водители и служба заказа такси – об этом и многом другом мы поговорили с Ильей Николаевичем Ильиным, бригадиром таксопарка “444000 Йошкар-Ола”. Читайте эксклюзивное интервью для интернет-издания «МариАвто».

Добрый день, спасибо, что согласились поговорить. На каком автомобиле Вы передвигаетесь в обычной жизни?

У меня несколько своих автомобилей, как правило, сдаю их в аренду - это KIA RIO, бюджетные иномарки.

Какие преимущества Вы выделили в этом автомобиле?

Доступность, цена, выносливость самого автомобиля и, в первую очередь, это доступность в ремонте. Плюс есть возможность перепродать, возможность купить такой автомобиль на подержанном рынке.

Как случилось, что свою профессиональную деятельность Вы связали именно со службой такси, таксопарками?

История была такая: я занимался другим бизнесом: сетевым маркетингом, e-mail маркетингом. В такси пришел абсолютно случайно, это было в 2016 году когда служба Яндекс.Такси открылась в городе Чебоксары. Сначала ребята меня пригласили в качестве обычного водителя. Потом я понял, что здесь есть потенциал, тем более свои первые деньги я заработал в компании Яндекс, но правда в другой тематике.

Говоря в целом об отрасли пассажирских перевозок и в частности о такси: в таком виде, в каком отрасль есть сейчас, она существует около 6 лет. Давайте поговорим о Федеральном законе №69 от 21 апреля 2011 года. Хотелось бы узнать ваше отношение к нему: как Вы видите ситуацию, работает ли он?

В целом, этот закон уже не работает: он был принят аж в 2011 году, сейчас скоро уже закончится 2017. Всё поменялось: те диспетчерские службы, службы заказа такси, какие они были 6 лет назад, не выдерживают конкуренции и сдаются, то есть, они вымирают. Это происходит за счёт прихода крупных агрегаторов, таких как Яндекс.Такси, Uber такси и так далее. Но это нормально, это процесс эволюции. Мы рассматриваем рост рынка, доступность пассажирских перевозок для самих пассажиров, больший заработок для водителей. Чем больше становится доступность для пассажиров - тем большее число людей начинают ездить на такси нежели раньше. Переводить каждый заказ через оператора - это нужно иметь огромный call-центр. По сути, что такое компания Яндекс.Такси? Это компания, которая предоставляет софт, ни больше ни меньше. В дальнейшем уже работают партнёры, например, наш таксопарк.

Верно ли утверждение, что этот федеральный закон сейчас больше затрагивает крупные города, нежели мелкие?

И да и нет, здесь очень двоякая ситуация. Есть крупные города, даже если не брать в расчет Москву и Питер, а например, посмотреть на Казань, Нижний Новгород, мы видим полное отсутствие работы как такого закона о такси №69. Если мы берём Йошкар-Олу, Яндекс.Такси сюда приходит и наш таксопарк доказывает всем, что Яндекс.Такси может работать по тому закону. Но там есть много недочетов, закон в том виде, что есть сейчас, нуждается в корректировке, во внесении изменений.

Таксопарки в классическом виде ушли в прошлое?

Как таковые, когда в одном парке собирались все машины, оставляли их на ночь - да, они ушли в прошлое. Во-первых, это экономически невыгодно, во-вторых, лучше иметь ряд наёмных водителей, чем ряд своих машин. Наёмный водитель на своём автомобиле за своей машиной будет ухаживать и следить лучше. Здесь мы получаем аккуратность вождения, бережность в эксплуатации автомобиля и комфортную езду для пассажира. Ремонтные зоны предусмотрены, но не в том виде, в котором они были раньше, когда были механики и так далее. Сейчас у нас заключён ряд договоров с официальными дилерами, просто с ремонтными мастерскими и зонами по обслуживанию автомобилей, по мойке, по содержанию, то есть по всему: везде есть партнеры. Зачем всё содержать в одном месте, если есть партнеры.

Вернёмся непосредственно к Яндекс.Такси. Сколько по времени вы уже работаете в нашем городе?

Сервис работает с мая 2017 года, первые автомобили нашего парка начали работать с 18 июля 2017 года.

Сколько водителей работает сейчас?

На данный момент порядка 40-45 водителей, которые выходят стабильно ежедневно на работу. Также в качестве подработки к нам подключены ещё порядка 20 водителей. Плюс есть понимание того, сколько в перспективе мы будем иметь водителей. Для трудоустройства в наш таксопарк необходимо иметь наличие лицензии, машина должна пройти согласование и проверку в Москве. Для этого я отправляю фотографии машины, где видно салон, состояние автомобиля. У меня очень простой критерий, когда я отбираю машины в парк: я сажусь, прошу водителя проехаться. Если я готов заплатить за эту поездку, машина работает в нашем парке, если нет - то нет. Мы помогаем с оформлением лицензии, оказываем любое содействие водителям для того, чтобы им было комфортно работать. Основной тезис таксопарка “444000”: мы набираем только лучших и адекватных водителей и мы только за законную работу.

 

Итак, вы работаете легально. С точки зрения клиента, почему ещё ему стоит выбрать Яндекс.Такси? В чём ваши основные преимущества?

В первую очередь, это цена поездки, адекватность водителей, все работают официально, состояние наших автомобилей, возможность оценки. В Яндекс.Такси существует двухсторонняя система оценки.

Вы затронули интересную тему - это рейтинг водителя. Многие пытались этот механизм в том или ином виде ввести,  у Вас он получил хорошее развитие.

Да, у нас он реализован и очень успешно работает и зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны. Здесь двухсторонняя система оценок: не только пассажир в конце поездки оценивает водителя, но и водитель ставит лайк или дизлайк пассажиру. Для чего это сделано: например, я водитель, мне не понравился пассажир и я не хочу больше с ним ездить. Я просто ставлю в конце поездки дизлайк, пишу комментарий, почему мне не понравился данный пассажир. Соответственно, система в следующий раз при подборе мне заказа учтёт моё пожелание и не назначит данного пассажира. Если я поставил пассажиру хорошую оценку, и пассажир поставил “отлично”, но я нахожусь очень далеко от пассажира, то система предложит заказ в первую очередь мне (даже если вокруг него полно водителей Яндекс.Такси), так как у нас с пассажиром была комфортная поездка и мы друг другу понравились.

Несмотря на то что вы с мая присутствуете в нашем городе, очень много скандалов, негатива, интриг есть рядом с Вашим именем. Давайте поговорим о Вашей работе по сравнению с конкурентами. Как Вы оцениваете себя относительно их, как строятся ваши взаимоотношения? (события на Кокшайском тракте)

По закону мы могли заехать в город. Каждый раз, когда организовывалась ситуация на Кокшайском тракте, мы заезжали в город, мы выполняли поставленную перед собой задачу. Процентов 10 тех водителей, которые встречали нас на Кокшайском тракте, либо подали заявление на приобретение лицензии, либо те, у кого были лицензии, уже работают в нашем таксопарке. Было бы глупо бороться с такой крупной организацией как Яндекс, в частности Яндекс.Такси. Если говорить про местные таксопарки, то все их потуги, которые выражались в виде контрольных закупок, привлечения сотрудников ДПС и ППС, - всё это ушло, кануло в лету. Законность этих контрольных закупок, которые они организовывали, ни у кого не вызвала вопросов, хотя в целом они есть у меня, но я их не озвучивал. Потому что знал, что любая из машин нашего парка всё равно пройдет любую контрольную закупку, так как у водителей есть все необходимые разрешающие документы.

Что касается стоимости поездки: существует мнение, что новый игрок на рынке демпингует цены, то есть сознательно сбивает существующий порядок цен с целью захватить рынок и в дальнейшем поднять эту цену. Ваш комментарий?

Поездка остаётся такой же. Просто в дальнейшем, после того как мы приобретаем свою часть рынка в регионе, мы предоставляем пассажирам возможность выбора: появляется на выбор категория “Эконом”, где цены остаются те же, категория “Комфорт”, где цена чуть выше и машина уже другого качества, категория “Комфорт плюс”, “Бизнес” и так далее. Всё так, как реализовано в больших городах, это всё в перспективе. Для начала мы должны занять свою долю рынка.

На данный момент как Вы оцениваете долю на рынке?

Вообще, пока она очень мала, но это всё к вопросу о времени, лицензировании. Потому что только ко мне в офис обращается порядка 20-25 водителей, желающих выйти.  У кого-то машина не подходит по требованиям. Для компании Яндекс заключены договора со многими автопроизводителями в плане скидок, если партнер Яндекс.Такси приобретает машину. Для примера группа компаний “Альянс-Авто”. В любом салоне “Альянса” мы можем приобрести автомобили со скидкой, причем скидка довольно хорошая даже с учетом переплат по лизингу: автомобиль получается дешевле, чем стоит в базовой комплектации в салоне.

С точки зрения водителя, рядового таксиста, ему выгодно работать, чтобы было максимальное число заказов. Как Вы относитесь к таким водителям, которые работают не только в Яндекс.Такси, но и в каких-то других таксопарках?

Очень лояльно. Где работать - дело каждого. Но в Яндекс.Такси всё зависит от системы. Если например в классическом такси я взял заказ, завершил его, я выбираю либо жду следующий заказ. В Яндекс.Такси существует такое понятие как “цепочка”. То есть я вышел на работу, взял первый заказ. Я не доезжаю до конечной точки 1-2 километра, а система начинает мне автоматом подыскивать следующий заказ. Находясь на первом заказе, я уже автоматом перехожу на второй. И у меня просто физически нет времени, чтобы посмотреть, что происходит в другом приложении другого такси.

То есть вы исключаете простой водителя?

Абсолютно, да.

Стоит отметить, что негативное отношение местных таксопарков распространяется не конкретно на Яндекс.Такси, а на федералов как таковых. На данный момент никаких противоправных действий, громких событий не происходит? Водители могут работать спокойно, никто их не обижает?

Водители могут работать спокойно. Конечно, есть некие казусы, которые мы успешно сглаживаем. По поводу порчи имущества гуляло очень много слухов в соцсетях, что здесь машины жгут и так далее, но могу заверить смело: машины нашего таксопарка не трогают. Понятно, есть какие-то мелкие стычки среди водителей, из разряда “Чо вы сюда приехали”, но это дальше слов не уходит.

Яндекс.Такси уже не первый месяц работает в Йошкар-Оле. Поделитесь планами развития, что Вы хотите в итоге получить?

В конкретном регионе, у нас, мы хотим занять свою нишу, создать большую дружную команду среди водителей. Отступлюсь буквально на два слова: когда мы говорили с вами про местные таксопарки и про их внешний вид, который сейчас есть. Если водитель не поменяет своего отношения к работе, работе в крупном агрегаторе, он просто потеряет её. Яндекс - очень лояльная компания, но если водитель переступает определенные рамки, он больше не сможет работать в Яндекс.Такси в целом, и не только в Йошкар-Оле. Так как мы займем большую часть рынка - это в планах, я могу сказать, что водитель потеряет заработок. Поэтому придётся менять свое отношение. Когда говорят о том, что смысл того, что вы придёте, будут возить всё равно те же водители… Будут - но с другим отношением. Мы в целом не рассчитывали привести сюда иногородних, был расчет как раз таки набрать местных водителей, но при этом заставить их поменять свое отношение к работе - когда водитель почувствует деньги, когда заработок таксиста будет на достойном уровне. Сейчас по аналитике, которую я провожу в своём парке, средний заработок (то, что водитель кладёт себе в карман), это 5-7 тысяч рублей за смену. Это очень достойный заработок. В планах у нас в первую очередь популяризация и предание того имени таксиста, которое было раньше. Раньше 90% таксистов были быдлом. Сейчас в такси работают, по крайней мере, в нашем парке, нормальные адекватные водители с хорошей самооценкой, которые знают себе цену, которые никогда не опустятся до определенного уровня, например, курить при пассажирах с детьми. Да, если у водителя нет детского кресла, он откажет пассажиру в поездке, но это будет адекватно с точки зрения законопроекта.

Сложно говорить о социальной роли наверное?

Социальная нагрузка идёт в любом случае, потому что мы создаем вокруг себя команду из живых людей, у каждого из этих живых людей своя жизнь, своя судьба, у многих семьи и дети. Поэтому социальная ответственность у нас присутствует, она крайне высока.

То есть в принципе, это тот случай, что хоть закон не очень совершенен, непосредственные игроки на рынке начинают формировать свои правила игры?

Да.

Скажите пару слов о приложении, будут какие-то новшества?

Меня за последние пять лет работы с компанией Яндекс поражает то, что каждый день происходит что-то новое, всегда перемены. Не всегда они могут быть к лучшему, но всегда они есть. То есть идет постоянное развитие: это не так, как создали какое-то приложение, оно классное, оно работает, всё хорошо, давайте оставим его в таком виде. Постоянно ведутся доработки как для водительской, так и для пассажирской версии. В пассажирской программе уже видно, через какое время к тебе подъедет машина, сколько пробок на пути у автомобиля, который к тебе движется. Если водитель принял заказ в цепочку, то клиент видит, где водитель оставит предыдущего пассажира, чтобы ехать к нему. Это всё удобство: не подходит автомобиль, можно отменить заказ и вызвать другой автомобиль, указать ряд пожеланий в комментарии. То, на что в старых диспетчерских службах могли не обратить внимание или не услышать, перепутать адрес. Здесь с определением геолокации можно находится в поле. Если ты в зоне действия приложения, поставить точку, написать водителю: “Подъехать по точке геолокации”, и водитель приедет к тебе в поле! Бывали и такие случаи.

В заключение можете сказать несколько слов аудитории (среди которой есть клиенты и потенциальные клиенты) и Вашим оппонентам, конкурентам.

Мы ни с кем не конкурируем в целом, если кто-то с нами конкурирует - удачи всем. :) Оппонентам могу сказать - ребята, давайте жить дружно. Мы за то, чтобы вы стали нашими партнёрами, хотите оставить свои диспетчерские службы с операторами - не вопрос. Приходите к нам в компанию, всё обсудим, как можно оставить и вашу диспетчерскую службу, и сделать так, чтобы ваши водители начали больше зарабатывать. Подумайте о водителях. Водителям могу сказать: приходите, протестируйте, если не понравится, никто вас силом заставлять не будет.

 

Беседовал Алексей Громов, подготовила Анна Бадьина

Видеооператор: Михаил Григорьев, подготовил Сергей Мамеев