2018-03-22-vesta

8153

Обзор гран-при Турции 2011 года

Новости - Спорт

F1 Турция Прошедший этап чемпионата мира заставил задуматься об оптимальном количестве обгонов в гонке. В последнее время, да вообще пожалуй лет десять, только ленивый не рассуждал о том, почему обгоны в формуле 1 - редкость. Но вот прошел четвертый этап чемпионата мира. Этот гран-при стал рекордны по числу обгонов. Целых 80 смен позиция по ходу гонки! Нормально ли это? Давайте попытаемся ответить на тот вопрос.

 

На этот раз, когда я готовился написать статью посвященную очередному этапу, я решил написать именно на эту тему. Ну в самом деле, кому интересно перечитывать обзор гонки, особенно если он сам ее видел по телевизору. Куда интереснее порассуждать о чем-то по-настоящему интересном или узнать что-то новое.

 

Обгоны в формуле 1 – едва ли не самая популярная тема, сравниться с ней может разве что спор «физиков» и «лириков» формулы 1 или непрекращающиеся разговоры о системе начисления очков. Каждый любит королевские гонки за что-то свое – кто-то за зрелище и интригу, кому-то нравится видеть аварии и разлетающиеся во все стороны обломки болидов, кое-кто ждет – не дождется, когда телеоператор возьмет в объектив симпатичную девушку с интригующими формами и незначительным количеством одежды. Но абсолютно все любят обгоны – без них невозможно представить Формулу 1.

 

Пилоты очень профессиональны и допускают минимум ошибок пилотирования, даже когда пилот, идущий сзади чуть быстрее, он не может организовать атаку и обогнать соперника. Как же совершить обгон?

 

Если не брать в расчет те случаи, когда пилот ошибся или его машина повреждена, то совершить обгон непросто. Они в основном совершаются в зоне торможения. Но сцепление современной машины Формулы 1 с трассой столь велико, что тормозной путь очень маленький, и обгон на торможении из-за этого становится, почти невозможен. Хороший пилот тормозит метров за 70 перед поворотом, а очень хороший и вовсе метров за 60.

 

Но все-таки обогнать на подходе к повороту возможно. Способ заключается в более позднем торможении. Если догоняющий пилот затормозит хотя бы на десятую секунды позднее соперника, то из-за разности в скорости он сможет отыграть необходимое пространство для маневра. Даже двух метров хватит для того, чтобы в повороте оказаться внутри и занять более выгодную траекторию.

 

Сложность такого обгона в том, что малейшая оплошность в расчете торможения приведет к тому, что обгоняющий слишком широко выйдет из поворота что позволит сопернику вновь вернуть («перекрестить траекторию») себе свою позицию.

 

Вторым способом обогнать соперника является обгон «слип-стримом». Некогда очень распространенный способ обгона, сегодня он затруднен из-за конструкции диффузора. За автомобилем Формулы 1 образуется воздушный «мешок» – зона с пониженным разряжением воздуха. Но современные болиды устроены так, что воспользоваться этим «мешком» мешают турбулентные завихрения позади автомобиля. Если бы не это, то сзади идущий автомобиль «засосало» бы в зону разряжения и он смог бы опередить соперника вовремя «выскочив» из-за автомобиля. Воздушный «мешок» начинается с растояния в 10-50 метров от впереди идущего болида. Догоняющий просто выныривает из-за идущей впереди машины и обгоняет ее обычно по внутреннему радиусу, имея больший запас мощности двигателя.

 

Жаль, что таких обгонов становится все меньше. Турбулентность ухудшает прижимную силу на обгоняющем болиде, так как возмущенные воздушные потоки не проходят переднее крыло ровно. А потому выигрыш в мощности зачастую невелируется нестабильным поведением машины, что усложняет процесс обгона.

 

А теперь я предлагаю вспомнить прошедший гран-при. Система подвижного заднего антикрыла привела к тому, что пилоты не обгоняют, а попросту объезжают друг друга. Разве это интересно?

 

Как и в любом виде спорта, болельщики королевских гонок бывают двух видов. Одни смотрят гонки ради развлечения от случая к случаю. Они не пытаются вникнуть в происходящее и не следят за новостями. Часто увидев на экране что то новое, они переспрашивают тебя, не могут отличить КЕРС от ДРС, и попросту не понимают новые запутанные правила, призванные сделать гонки интереснее. Другие – это болельщики со стажем.

 

Устроители чемпионата превратили формулу 1 в доходный бизнес, они заинтересованы в привлечении максимально возможной аудитории. Но ведь тогда следует делать гонки понятными и интересными. То же что мы видим сейчас хоть и интересно, но более непонятно.

 

Знаете ли вы почему гонщики не могут пользоваться крылом первые два круга? Знаете ли вы как устроен КЕРС? Почему пилоты предпочитают иногда пропустить соперника вперед перед какой-то белой линией метров за 200 до прямой старт-финиш?

 

Я думаю многие предпочтут включить гонки НАСКАР, там все проще, обгоны настоящие К сожалению в России их не показывают, поэтому зрители смотрят формулу 1. А вот тем, кто интересуется гонками по-настоящему, новые правила нравятся еще меньше. Но не потому, что гонки скучные, а потому что делают их искусственными.

 

Я специально решил написать эту статью спустя более недели после последней гонки. Скажите: вы помните хотя бы десять обгонов на гран-при Турции? Они понравились Вам?

 

Мне нет. Поэтому я предлагаю вспомнить несколько по-настоящему трудных и оттого замечательных боевых обгонов за последнее время!

 

Обгон Хаккинен – Шумахер на ГП Бельгии 2000.

 

Михаэль раз за разом занимал внутренние траектории в повороте и не давал Мике возможности обогнать себя. Но в то время, когда Шумахер обгонял кругового, Хаккинен воспользовался двойным слип-стримом и направил свой болид с противоположной стороны. Все это происходило на скорости за 300 км/ч. Когда Зонта оказался позади Хаккинен уже опережал Михаэля.

 

Обгон Сенна – Прост на ГП Японии 1988.

 

Один из лучших примеров классического обгона слип-стримом. Сена поравнялся с Простом и прошел его на стартовой прямой, при этом прост оставил бразильцу минимум места на трассе.

 

Обгон Шумахер - Алонсо. Монако 2010

Фернандо не ожидал атаки на рестарте и Михаэль с блеском воспользовался возможностью в последнем повороте. Но к сожалению судьи сказали свое слово после финиша…

 

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!