2018-03-22-vesta

5769.png

Надоевший сериал или рассуждения на автоспортивные темы

Новости - Спорт

Мало кого по-настоящему интересует борьба пилотов в глубине пелотона. Даже когда в хвосте гонки оказывается пилот сильной команды после вынужденного пит-стопа или наказания, неудачи в квалификации. Что уж говорить об интересе к борьбе пилотов Маруси и Кейтерема. А между тем в этой группе страсти кипят с той же силой и зачастую гонки для этих команд выходят даже напряженнее, чем для команд-лидеров.

Действующее соглашение о распределении доходов с трансляции гонок предусматривает получение выплат лучшим десяти командам чемпионата. И что самое интересное, в этом году десятой командой чемпионата может стать не привычный Кейтерем, а российская команда Маруся. Это стало возможным благодаря блестящему результату Тимо Глока, который финишировал в Сингапуре на двенадцатом месте. Так что теперь именно его можно назвать лучшим пилотом команд-новичков, а раньше выше всех в рейтинге был наш соотечественник Виталий Петров.

Но к чему я все это рассказываю. Можно и нужно конечно радоваться успехам нашей команды, которой очень помогут выплаты по результатам сезона, но положение Виталия Петрова это не укрепит. Ведь его команда недополучит денег, на которые очень рассчитывала. Все-таки что не говори, но для рядовых болельщиков привычнее болеть и переживать не за целую команду, а за конкретного пилота.

Уже лет пять центральные каналы телевидения в России в первые дни нового года кормят аудиторию сериалом под названием «Контракт на поставку газа в Украину». Но для болельщиков формулы 1 последние пара лет под новый год интересен другой сериал «Найти деньги для выступлений Виталия Петрова в формуле 1». Интереснее он и тем, что начинается не в канун нового года, а еще в начале осени, а вот закончиться может в любое время.

Для чего сравнил я две эти ситуации? А просто надоели они мне обе примерно одинаково. Вспоминается интервью с менеджером Виталия Оксаной Косаченко, которая жаловалась на то, что никак не может заручиться финансовой поддержкой в стране. А не так давно она и вовсе заявила, что на этот раз не будет затягивать с объявлением о будущем Виталия до нового года. И что если спонсоры так и не надуться – Виталий покинет формулу 1. На просторах нашей необъятной родины, видимо, нет спонсоров, готовых вкладываться в развитие автоспорта. Почему это происходит, мы попробуем разобраться ниже.

Что такое национальный автоспорт? Это прежде всего гоночные традиции, гоночные трассы, техника, производители, гонщики, интерес болельщиков. Грамотный менеджмент и спонсоры, заинтересованные в отдаче от вложенных в этот процесс денег. Если о автоспортивных традициях России говорить не хочется, так как по сути не о чем, то об остальном порассуждать вполне можно. Прежде всего нужно четко понимать, что речь идет о профессиональном спорте, а не любительских «покатушках» или уличных гонках, разбавленных дурацким дрифтом.

Любой знающий человек позволит мне условно разделить весь гоночный мир надвое: Европейский и Американский. Интересны оба. Каждый развивался в своем ключе, породил свои традиции, героев и по-особому интересен. В нашей стране автоспорта долгое время в принципе не было. Говорить о советской формуле 1 мы не будем, так как чисто технически дисциплины разнились кардинально. Ралли и ралли-кроссы не в счет. Даже в постсоветское время не было мало-мальски хорошей серии с открытыми колесами. Наш кузовной чемпионат, по мнению западных специалистов, тянет только на полупрофессиональный уровень. В одном из интервью, технари одного именитого производителя шин оценили умение отечественных гонщиков в кузовном чемпионате России пользоваться гоночной резиной так низко, что даже мне стало стыдно. По их мнению на 100% никто не использует их потенциал, в лучшем случае на треть. Заезжие пилоты иностранцы, принимающие участие в наших гонках никогда не добивались громких успехов у себя в Европе, но оказывались выше на голову русских гонщиков. Отсутствие школы профессионального картинга, убогий рынок прокатного картинга. А ведь именно с этих несерьезных гонок начиналась карьера великих пилотов.

В последнее время ситуация явно улучшилась. Наши самородки не просто пробились в Европу, многие из них стали равными среди лучших. У всех на слуху имена Виталия петрова, Михаила Алешина, Сергея Сироткина. Но в целом внутри страны как все было, так и осталось на прежнем уровне. Русской автогоночной культуры и школы на сегодняшний день попросту нет.

С технической точки зрения, России что то предложить мировому автоспорту трудно. Наш автопром не сможет производить конкурентную технику в обозримом будущем. Надо быть реалистами. Но ведь и сопутствующие части у нас вы вряд ли найдете. Тормоза, качественные шины, композиты это все проще приобретать у проверенных производителей. Как то раз по ходу трансляции гонок Гран При Алексей Попов укорил руководство команды «Маруся» в том, что они игнорируют наших производителей, приведя в пример какую-то авиационную компанию. Но мне кажется, что даже аэрокосмические лаборатории вряд ли смогут быть полезны для первой по-настоящему российской команды в королевских гонках. Не тот менеджмент, не то расположение, возможно не те специалисты.

Гоночные трассы. Нашумевший и распиаренный, в том числе в угоду определенных высокопоставленных лиц, проект трассы в Сочи, можно назвать едва ли не единственным. А между тем, если обратить внимание на количество гоночных трасс в тех же штатах, вы увидите, что их огромное множество. Конечно, построить овал проще, но ведь и в Европе трасс хватает. Да что в Европе? Даже Китай, даже Индия и Корея имеют подходящую трассу. А у нас ее только-только строят. Проект тормозит и буксует, меняются ответственные лица. Неужели так сложно выполнить строительство в срок и без откатов?

Как правило, рядом с гоночным кольцом появляются гостиницы, музеи автоспорта, школы повышения квалификации водителей, картинговые и прочие автоспортивные школы и секции. Простые люди, купив билет, могут утолить жажду быстрой езды. А трасса в Сочи полустационарная. Это значит, что всего вышеперечисленного там не будет. И, наверное, права Оксана, когда пророчит затянутые цветными тряпками пустые трибуны в 2014.

Между тем есть и положительные сдвиги. Построена шикарная трасса в Подмосковье. Активное и амбициозное руководство обещает сделать ее центром российского автоспорта. Пожелаем им удачи!

Что мы имеем в итоге? Каков уровень интереса к автоспорту у российских болельщиков? По европейским меркам он мизерный. По-настоящему разбираются в нем единицы, остальные составляют серую массу зрителей, жадных до скандалов, аварий и крови. Куда проще среднему потенциальному болельщику засесть перед экраном телевизора с пивом и чипсами, включить очередной футбольный матч и смотреть за тем, как по полю бегают игроки за мячиком. 12 человек, зеленая травка, один мячик и двое ворот. Все просто. Не хочет наш человек особо напрягаться. К тому же можно «изобразить» увиденное во дворе и обсудить очередной матч с такими же как ты. И игра будет каждый день, а не один раз в две недели. Кто играет, по большому счету всем все равно, уверен, они не знают всех футболистов в чемпионате России по фамилиям.

Нужно понять, что спонсоры в нашей стране и в любой другой готовы вкладывать деньги в то, что приносит прибыль. Футбол везде, логотип на майке игроков виден постоянно, реклама в перерывах и на поле. Схема отлажена, а вникать в перипетии и тонкости автоспортивного сегмента рекламы им не хочется. Отдача не та.

Но не все так просто. Вспомните хотя бы пример с «Милд севен», японским производителем табачных изделий. Наш бизнес просто «недобизнес». Нет в стране ни рынка нормального, ни конкуренции. Как правило, наши крупные фирмы не играют по обычным общемировым правилам. Ну зачем им в Газпроме думать о рекламе? Они монополисты! Поэтому найти 20 млн евро для Виталия Петрова несоизмеримо труднее, чем за день подписать двух футболистов за 200.

Учтите и тот факт, что среди зрителей такое колличество самородных «Шумахеров», которые как правило не могут отличить уличные «покатушки» от профессионального уровня. Иногда бывает и такое, что официальное лицо РАФ в регионе организует нелегальный автоклуб. Половина из участников которого принимают участие в легальном чемпионате региона или области по автокроссу. Было бы смешно, если б не было так грустно. Вот он реальный автоспорт в нашей стране. И так будет, пока для нас будет актуальна фраза "какой русский не любит быстрой езды". Вот и не можем отличить быструю езду от профессионального пилотирования. Петров профессионал, я считаю его крепким середняком в Ф1. А наша страна еще славится тем, что у нас, как правило, не гордятся и поддерживают, а травят и забивают. Мода на такие качества и явления как лень, зависть и доносы все как то не проходит. Другой вопрос к Оксане. Она часто дает неоднозначные интервью. В одном, например, она вовсе заявила, что устала выпрашивать деньги и предложила, чтобы за нее это делала специально созданная структура. А она зачем тогда? Расписалась в проф. непригодности? Есть граница, которую профессионал никогда не перейдет. Сказал вслух, что устал и надоело, не получается - освободи место! Это этика в любой профессии. У Оксаны Косаченко нет понимания того, что такое гонки. Она, похоже, не пытается понять этот вид спорта. Рассуждает как менеджер: «есть спрос - есть интерес, нету спроса нет интереса». Не понимает, что ее репутация зависит от ее таланта спортивного менеджера, а не торгового агента который продает вещь.

Для страны важно иметь своего пилота в формуле 1. Это наш престиж, наша надежда на последующий рост популярности этого вида спорта. Возможно, сейчас это мало кто понимает, но развивать наш автоспорт надо именно сейчас. А для этого нужны усилия многих энтузиастов. СМИ, обозревателей, бизнеса и простых болельщиков. Нужно строить больше трасс, постепенно повышать технический уровень в наших гонках. Меняться пилотами с Европой, ездить в их чемпионатах. Поддержка государства возможно и важна, но только на ней этот автоспортивный мир не построить. Важно привлекать бизнес, учить получать прибыль из рекламы в этом спорте. А болельщики должны захотеть разобраться что к чему, выбросить из головы глупости про тонированные девятки с прямотоком, а присмотреться к настоящему автоспорту. Начать с малого и, возможно, лет через десять мы перестанем чувствовать себя ущербным придатком в мире автогонок. А Виталий Петров, если останется в гонках к тому времени, впервые не будет в состоянии неопределенности и сможет, наконец-то, сконцентрироваться на спортивных целях.

 Источник фото: kp.ru

Алексей Громов

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!