2018-03-22-vesta

8153

Виктору Казакову не нравится ситуация на дорогах в Йошкар-Оле

Виктору Казакову ненравится ситуация на дорогах в Йошкар-Оле“Ситуация на дорогах — отражение тех проблем, которые стали “болевыми” для общества”, — отметил в беседе с корреспондентом начальник Управления ГИБДД МВД по Марий Эл Виктор Казаков.

— Скажите, Виктор Алексеевич, из чего “складывается” безопасность на дорогах?

— Вопрос о безопасности дорожного движения адресован всем его участникам. А это не только водители автотранспорта: это и пешеходы, и велосипедисты, и те, кто предпочитает передвигаться на роликах. Ситуация на дорогах складывается из их общего взаимодействия и общей культуры.

А еще — что немаловажно — она определяется состоянием дорог, тротуаров, уличного освещения, оперативности и профессионализма врачей “скорой помощи”, а также сотрудников МЧС, прибывающих на место аварии. Вот те слагаемые, от которых в итоге зависят жизни и здоровье участников дорожного движения. А значит, и решаться этот жизненно важный вопрос должен сообща.

— Какую из “дорожных” проблем Вы считаете самой наболевшей?

— Достигла опасного уровня диспропорция между неизменной протяженностью уличной сети и растущим количеством транспорта. Его число в Марий Эл увеличивается ежегодно почти на 10 тысяч единиц. В республике насчитывается уже порядка 190 тысяч машин, автобусов и другого транспорта. Почти треть от этого числа — в столице Марий Эл. Плотный транспортный поток, стиснутый рамками узких улиц, провоцирует немало проблемных ситуаций.

— И где они случаются чаще всего?

— Во-первых, там, где наблюдается скопление транспорта. Во-вторых, на тех участках, где водители развивают высокую скорость. Опасной зоной традиционно считаются улицы Красноармейская, Первомайская, Советская, Машиностроителей и Ленинский проспект. Не случайно именно на Ленинском проспекте и улице Красноармейской установлены автоматические фоторадарные комплексы, позволяющие выявить нарушителей скоростного режима. Кроме того, уже начаты работы по реконструкции улицы Красноармейской — на отрезке от ул. Волкова до Советской: ширина проезжей части увеличится почти вдвое и составит более 20 метров, а движение будет организовано в 5–6 полос.

— Какие места в Йошкар-Оле особенно неудобны для движения транспорта?

Потенциальную опасность таят в себе необорудованные остановки общественного транспорта, где не предусмотрены заездные “карманы”. Например, на улице Советской у магазина “Весна” или на Комсомольской возле Пенсионного фонда общественный транспорт нередко становится причиной заторов и сопутствующих им ДТП.

В ряде случаев расположение остановок провоцирует пешеходов на рискованные “марш-броски”. Пример — остановка “Спорткомплекс”. Основная часть тех, кто выходит на этой остановке, — студенты МарГТУ и садоводы, которые торопятся на автовокзал или на поезд. Почти все они сокращают путь, пересекая дорогу в неположенном месте.

Рассматривается вопрос о переносе остановки за перекресток — в зону сквера напротив магазина “Самсунг”. Это сделает пешеходный переход ближайшим и единственно возможным маршрутом для тех, кто спешит на вокзал или на учебу.

Нельзя не учитывать состояние дорог и тротуаров. Согласно общероссийской статистике, практически каждому пятому наезду на пешеходов сопутствуют недостатки в транспортно-эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети.

— В свою очередь, решение всех этих проблем требует финансирования, которого, как известно, не хватает?

— С недостаточным финансированием связана не только эта проблема. Серьезного подхода и адекватных вложений требует наша материально-техническая база. Она обязана отвечать требованиям дня и той реальной ситуации, которая складывается на дорогах в третьем тысячелетии. Назрел и кадровый вопрос: на сегодня у нас в госавтоинспекции не укомплектован инспекторский состав. Работа серьезная, требующая от человека и основательных знаний, и выносливости, и высоких моральных принципов, но на зарплату в 7–8 тысяч рублей таких кандидатов найти непросто.

— А как быть с моральными принципами водителей, которые лихо пренебрегают правилами дорожного движения?

— Правовой нигилизм, который прижился в нашей стране, должен смениться уважением к порядку и законности. Начинать нужно с семейных ценностей, с воспитания дома и в школе. И сами законы, и статус тех, кто добивается их соблюдения, должны вызывать уважение. Только так можно изменить ситуацию.

Вы не задавались вопросом: почему один и тот же водитель ведет себя “дома” и за рубежом по-разному? Здесь он лихачит, ведет себя развязно, превышает допустимую скорость, едет непристегнутым. Но стоит пересечь российскую границу, как наш “герой” меняется на глазах: и ремень пристёгнут, и скорость в норме. Знает, что там наказание будет неизбежным и жестким. Порядок на российских дорогах будет тогда, когда перед законом — не на словах, а на деле — станут равны все без исключения.

— Есть ли предпосылки для таких перемен?

— На мой взгляд, одна из самых действенных мер — активное внедрение современных систем фотовидеофиксации нарушений. “Электронный постовой” запрограммирован так, что он автоматически фиксирует всех нарушителей на контролируемом участке дороги. Ему нельзя нахамить и продемонстрировать крутизну, ему невозможно предложить взятку. Фоторадарный комплекс с измерителем скорости лазерного типа — это уход от конфликтных взаимоотношений между инспектором и водителем. Это обязательность соблюдения правил и неотвратимость наказания для всех без исключения нарушителей.

— Как в таком случае наказать нарушителя?

Данные о нарушениях накапливаются в памяти прибора и передаются для обработки на сервер управления. Итог этой работы — постановление по делу об административном правонарушении, которое водитель получает по почте и в котором содержится фотоматериал, полученный с применением специальных техсредств. На распечатке наглядно представлен сам момент нарушения: фотография участка дороги и транспортного средства с идентификацией государственного регистрационного знака, а также электронные координаты места, точного времени, даты и зафиксированной скорости. Здесь же указывается сумма административного штрафа. Причем неуплата штрафа в 40-дневный срок (10 дней — на обжалование и 30 дней, предусмотренных Кодексом РФ, — на уплату) влечет удвоение суммы штрафа либо административный арест на срок до 15 суток. Прецеденты уже есть, в том числе среди женщин-водителей.

— Как известно, более 80% ДТП происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Изменилось ли что-то в этой статистике и появились ли новые тенденции?

— Удельный вес таких ДТП составил за 6 месяцев 2009 года 82,2% от общего количества дорожных происшествий, что на 2,1% ниже прошлогодних показателей. Из-за нарушения правил водителями за полгода в Марий Эл погиб 41 и получили ранения 516 человек. Конечно, статистика — это прежде всего цифры, но за цифрами — человеческие жизни и судьбы. И помнить об этом нужно всегда. Проявились и новые тревожные тенденции: почти на четверть выросло число ДТП, совершенных водителями в состоянии опьянения. Число пострадавших по их вине приблизилось за полгода к 70. Связан с пристрастием к алкоголю и характер многих ДТП: часто отмечались нарушения скоростного режима и опрокидывания транспорта, в том числе в кювет.

Но самый большой рост — на 40% — отмечен по числу погибших в ДТП из-за нарушений правил пешеходами. Это не может не тревожить: ведь именно с культуры поведения пешехода начинается воспитание маленьких участников дорожного движения.

— Как часто жертвами ДТП становятся дети?

— Ситуация по-прежнему остается напряженной, причем во всех регионах страны. Всеобщими усилиями за последний год удалось добиться некоторого снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма, но динамика пока незначительная. Всего за полгода на территории Марий Эл в ДТП пострадали 52 ребенка. Жаркий июль, к сожалению, расширил этот список. Только за три дня — с 12 по 14 июля — участниками ДТП стали еще пятеро детей. Причем в двух случаях автомашины, совершившие наезды на малышей, не установлены: водители скрылись с места происшествия. В результате полуторагодовалый мальчик, попавший под колеса машины в селе Кужмара Звениговского района, с тяжелыми травмами помещен в реанимацию. Возмущение вызывают и действия водителя, который совершил в Йошкар-Оле наезд на 6-летнего ребенка, переходившего дорогу по регулируемому пешеходному переходу на ул. К. Маркса. Виновник этого ДТП поспешил скрыться.

— При каких обстоятельствах выход ребенка на дорогу приводит к ДТП?

— Самая распространенная причина — переход проезжей части в неустановленном месте перед близко идущим транспортом, а также выход на проезжую часть из-за предметов, затрудняющих обзор как для водителя, так и для юного пешехода. Как показал анализ аварийности за минувшие полгода, в 5 раз вырос детский дорожно-транспортный травматизм в г. Волжске, в 4 раза увеличился этот тревожный показатель в Мари-Турекском районе, вдвое — в Моркинском и Оршанском районах. Особенно заметно увеличилось число ДТП с участием детей дошкольного возраста. В том числе возросло, по сравнению с прошлым годом, количество детей, пострадавших будучи пассажирами. Увеличилось и число юных велосипедистов — участников аварий.

— О чем это говорит?

— О том, что взрослые не имеют морального права пренебрегать безопасностью детей, в том числе и специальными детскими креслами с ремнями безопасности, которые призваны защитить малышей от серьезных повреждений. На совести взрослых и тот правовой нигилизм, который демонстрируют сегодняшние подростки по отношению к правилам дорожного движения.

— Но кто-то должен заниматься подготовкой грамотных пешеходов?

– Это важнейшая задача, которую мы все должны решать сообща. Необходима преемственность в обучении основным правилам безопасного поведения на улицах между дошкольными и школьными образовательными учреждениями. По-новому подойти к решению этого вопроса позволил социальный проект “Дорога — наш друг”, который был реализован при сотрудничестве “Политехнического лицея-интерната”, Оршанского педколледжа и Управления ГИБДД МВД по Марий Эл. Сверхзадача проекта — помочь ребенку выстроить безопасный алгоритм действий в дорожной ситуации — потребовала инновационных форм работы и творческого подхода. Затраченные усилия стоили благородной цели: осознанное, конструктивное отношение к переходу улицы и другим дорожным ситуациям должно формироваться у ребенка вместе с другими жизненно важными навыками. Только тогда мы получим поколение грамотных пешеходов и корректных водителей.

Беседовала Анна Кудрявцева, журнал "Аргумент", №2, июль 2009 г

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!