В Куженере ведется ремонт новой дороги на участке Куженер - Одобеляк
Заканчивается жизнь печально знаменитой «куженерской бетонки». Сюда, наконец-то, пришли строители. Злополучный восьми - километровый участок из железобетонных плит оденется в асфальтовую шубу, «скроенную» по самым современным технологиям.
После того, как депутат Государственной Думы Валерий Яковлевич Комиссаров в первый раз проехал по бетонке, он признался, что чувствовал себя ковбоем, скачущим на лошади. Жители Куженерского, Параньгинского районов, которые здесь ездят постоянно, такое "родео" испытывают каждый день. Новую нормальную дорогу пробивали много лет.
И вот свершилось то, о чем так долго говорили, спорили, верили и не верили. Замена участка дороги Одобеляк - Куженер - Параньга столько раз вылетала из планов, что сомневались до последнего. Но, как и обещал на встрече с куженерцами президент республики Марий Эл Леонид Игоревич Маркелов, нынче за бетонку взялись и - всерьез. Ее практически четыре десятилетия тому назад проложили военные строители, тянувшие подъезды к ракетным точкам, коих в районе было, как сала в колбасе. По всем срокам аморти- зации плиты отслужили уже несколько жизней и обреченно ощерились оголившейся арматурой. Работы уже идут полным ходом. Прежде всего, снимается старая "одежка" из железобетонных плит, метров 600 уже "раздето". Износ плит такой, что некоторые, когда их выдергивают краном, просто разваливаются на куски. Сейчас в день "раздевают" около 100 метров. Актуальный в районе вопрос о будущем плит (их хотели использовать для строительства подъездов к дальним деревням) остается открытым.
- Пока мы их складируем,- рассказывает начальник Куженерского ДРСГУП Василий Иванович Танеров, - затем по акту передадим заказчику - "Маравтодору".
Плиты сильно изношены, как показало обследование, ни одна из них уже не соответствует ГОСТу.
Возвращать дороге вторую молодость - дело очень хлопотное, нужно убирать не только плиты, но и "подушку" из песка и щебня. Эти материалы использовать в дело уже нельзя, они так сказать "профнепригодны" из-за сильного износа и загрязнения.
- Проще дорогу построить с нуля,- комментирует Василий Иванович.
Но работы идут, причем по всему фронту: параллельно завозятся водопропускные трубы, песок, щебень. Бульдозером готовится дорожное полотно. Пока в планах на это лето закатать в асфальт один- два километра трассы (зависит от финансирования). К работам с асфальтом планируют приступить в августе, верстка дорожного полотна к тому времени должна быть полностью готова.
По технологии это будет очень толстый слоеный "бутерброд": в основании 41 см песка, более 30 см марийского щебня, затем 18 см привозного гранитного, сверху - слой своего асфальта и ЩМА - щебеночно-мастичный асфальт. Это суперсовременная технология с использованием армированного асфальтобетона. Служит, если и не вечно, то очень-очень долго.
Что касается самой трассы, то, по словам Василия Ивановича, проект хороший. Дорога станет на 2 метра шире и значительно лучше. Не только потому, что появится новое ровненькое покрытие, кроме того, строители выпрямят крутые повороты, срежут бугры, а лощинки, наоборот, поднимут. В районе АЗС пропишется кольцо - развязка. То есть по дороге, где водители сейчас разбивают ходовые своих авто, можно будет пролететь, действительно, с ветерком, не нарушая, естественно, правил дорожного движения. Работы завершат в сентябре, и сразу же| будет открыто сквозное движение по трассе.
А пока приходится делать крюк через Токтайбеляк, впрочем, многие торопыги, экономя время и расстояние, протискиваются здесь же по обочине. Ну а генеральное сражение за дорогу состоится в следующем году, когда объект попадет в федеральную инвестиционную программу.